КОЧУБЕЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ИМЕНИ А.В. РУБЕЛЯ
Информационная культура детей и подростков
Рекомендация
Уважаемые коллеги! Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача подготовить детей и подростков к жизни в информационном обществе, научить их ориентироваться в массивах информации. Библиотека сегодня – это мастерская, где происходит формирование информационной культуры личности. Понятие информационная культура подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.
Критериями информационной культуры человека можно считать его умение формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, отбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность. Сегодня современные библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить результаты эффективного решения самых разнообразных информационных задач, ощутить проблемы неподготовленного пользователя при работе с реальными массивами информации.
Предлагаем Вашему вниманию примерный план проведения занятий по воспитанию информационной культуры детей и подростков. Он может быть взят за основу при планировании мероприятий по формированию информационной культуры на 2017 год.
Учись быть читателем I -II класс
Форма проведения : урок-информация.
Я – читатель III – IV класс
Аптека души V класс
Ориентация в информационном пространстве библиотеки VI - VII класс
Закрепляем полученные знания VIII класс
Новые шаги в библиотечном пространстве IX класс
Основы информационной культуры Х – ХI класс
Список использованной литературы при составлении рекомендаций
Авдонина, Н.А. Каждому читателю – библиографические знания : [библиографическое обучение всех категорий читателей] / Н.А.Авдонина, Н.С.Масловская // Мир библиографии. – 2009. - №5. – С.8-11. Володина, Г.А. Информационное обслуживание. Детский сектор [оригинальные формы обучения детей основам библиографических знаний] / Г.А.Володина // Мир библиографии. – 2010. - №2. – С.20 – 23. Коряковцева, Н.А. Информационная культура-культура нового типа : [понятие «информационная культура»] / Н.А.Коряковцева // Мир библиографии. – 2009. - №1. – С.58-66. Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия: понятия и виды / Е.Протопопова // Библиотека. – 2008. - №8. – С.53-55. Интернет-источники:
http://odub.tomsk.ru/aboutlibrary/directionsofwork/informationculture.aspx
http://netnado.ru/razvitie-informacionnoj-kuleturi-yunih-polezovatelej-v-bibliot/page-1.html
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/09/20/formirovanie-informatsionnoy-kultury http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635b3ad69b5d43b89521306c36_0.html
Практический материал к рекомендации Агафонова, Л. Что такое библиотечный каталог? : [библиотечный урок для учащихся 9-11 классов] / Л.Агафонова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып.8. – С. 62-66.
Андреева, М. Большое плавание в мире слов : [о В.И.Дале] / М.Андреева // Берегиня дома твоего. – 2005. - №4. – С. 31-34.
Герасимова, О. Словарь – это вселенная в алфавитном порядке : [библиотечно-библиографическая игра для учащихся 9-х классов] / О.Герасимова // Библио-поле. – 2010. - №6. – С.61-65.
Голикова, Л. Ориентиры в океане литературы : [обзор-викторина для старшеклассников по библиографии] / Л.Голикова // Библиотека. – 2010. - №1. – С. 44-50.
Грачева, Л. В лабиринте красок : [волшебная нить Ариадны : библиотечный урок по работе с каталогами] / Л.Грачева. – Библио-поле. - 2009. - №9. – С. 31-32.
Евдокимова, К.В. Словарь раскрывает секреты : [библиографическая игра для учащихся 5-8 классов] / К.В.Евдокимова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - №12. – С. 41-45.
Жемеркина, А. С Интернетом на «ты» : практический курс для юных пользователей : [мини-школа] / А.С.Жемеркина // Библиополе. – 2006. - №12. – С. 25-26.
Захаренкова, Н. Игра-проверочный урок : [увлекательная библиография] / Н.Захаренкова // Библиотека. – 2002. - №1. – С. 65.
Карпова, Д.С. Как ориентироваться в библиотеке : [уроки для 5-6 классов] / Д.С.Карпова, А.М.Павлова, Т.А.Трубникова // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №2. – С. 100-106.
Леонтьева, Н.В. Дело Шерлока Холмса : [театрализованный библиографический урок для учащихся 6-7 классов] / Н.В.Леонтьева // Читаем, учимся, играем. – 2000. - №2. – С. 33-36.
Марданова, Е. Словари и словарики : [библиографический урок для учащихся 7-8 классов] / Е.Марданова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №8. – С. 67-69.
Одинцова, В. Периодика в нашей жизни : [читательская конференция для старшеклассников, посвященная периодическим изданиям] / В.Одинцова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №10. – С. 4-8.
Остапчук, Т.Н. Дома жизни : [библиографический урок для учащихся 6-8 классов] / Т.Н.Остапчук // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №2. – С. 11-14.
Печникова, Н. Наши помощники : [библиографический урок-игра для учащихся 7-8 классов] / Н.Печникова // Читаем, учимся, играем. – 2006. - №9. – С. 49-51.
Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия : понятия и виды / Е.Протопопова // Библиотека. – 2008. - №8. – С. 53-55.
Россинская, С.В. Из чего состоит книга : [библиотечный урок] / С.В.Россинская // Новая библиотека. – 2009. - №13. – С.40-44.
Россинская, С.В. Мой адрес – и дом, и улица. Мой адрес – «Фолиант» : [сценарий библиотечного урока-экскурсии для учащихся начальных классов] С.В.Россинская // Новая библиотека. – 2009. - №14. – С. 33-39.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь…: [библиографическая игра] // Читаем, учимся, играем. – 2001. - №4. – С. 33-38.
Филонов, М.М. Словари непонятных слов : [беседа о возникновении словарей] / М.М.Филонов // Мир библиографии. – 2005. - №1. – С. 48-53.
Составитель: ведущий библиограф Е.И.Черноиванова. Кочубеевское, 2016
Ваше сообщение было успешно отправлено